Надежность и безопасность трубопроводного транспорта является одной из актуальных задач в нефтегазовой промышленности. Это особенно важно для трубопроводов, эксплуатируемых в сложных инженерно-геологических условиях, в том числе в зонах активных тектонических разломов. Возможное быстрое смещение грунта в этих зонах может привести к деформациям трубопроводов, Многократно превышающим уровни, соответствующие нормальным эксплуатационным условиям. Между тем, в существующей нормативной документации либо нe устанавливаются четкие требования к изысканиям и проектированию трубопроводов на участках пересечения АТР, либо эти требования не учитывают современное состояние вопроса. Ярким примером служит положение СНиП 2.05.06-85*, в котором регламентируется наземная прокладка магистральных трубопроводов при пересечении АТР. Вариант подземного перехода в этом документе не рассматривается. В то же время современные методы проектирования и контроля качества строительно-монтажных работ (СМР) позволяют осуществлять подземную прокладку трубопроводов на таких участках при условии, что расчетные значения нагрузок или вызваемых ими усилий, напряжений, деформаций и перемещений не превышают соответствующих им предельных значений. Подобные проектные решения на территории РФ уже реализованы в рамках строительства КТК, Голубого потока, "Сахалина-1", "Сахалина-2", Ковыкты, ВСТО, но при этом никак не отражены в действующей нормативной базе.
На основе опыта проектирования различных трубопроводных систем, в настоящей статье мы рассмотрели особенности проектно-изыскательских работ на участках пересечения трубопроводами активных тектонических разломов, охарактеризовали состав и специфику изысканий на таких участках.
Систематизация опыта, полученного в рамках крупных нефтегазовых проектов при выполнении работ на участках пересечения трубопроводами активных тектонических разломов, представляет собой актуальную задачу, решение которой поможет усовершенствовать методику выполнения изысканий и проектирования на таких частях трассы, оптимизировать процесс получения исходных данных и принятия проектных решений.
Авторы надеются, что эта статья служит решению такой задачи. В последующих публикациях будут представлены основные положения, касающиеся детальных проектных решений и методик их расчетного обоснования для переходов трубопроводов через активные тектонические разломы.
Пионт Д.Ю., Темис М.Ю., Трушин Р.С, Спиридонов Д.А. Особенности проектно-изыскательских работ на участках пересечения трубопроводами активных тектонических разломов //Инженерные изыскания, 2008, №2. С.54-57
Доступ к журналу: